На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Завтра будет всегда

204 подписчика

Свежие комментарии

  • Жанна Чешева (Баранова)
    gazeta.ru входит в холдинг Афиша-Рамблер-SUP, зарегистрированный на Кипре. Занимает первое место по цитируемости сред...Как прошли секрет...
  • Жанна Чешева (Баранова)
    И что же этот придурок под конец жизни вдруг сказанул, что место, где она находится, надо разровнять и построить что-...Дорогая моя, нена...
  • Жанна Чешева (Баранова)
    И уже тогда! на превый план - своего Джона, а нашего Ваню где-то на задворки, чуть румку сдвинь - и его не будет даже...Битва за Берлин: ...

От батареи Флёрова до ракет в Берлине — секретные документы ко Дню артиллерии

От батареи Флёрова до ракет в Берлине — секретные документы ко Дню артиллерии

19:13 / 19.11.2018
554
0
19 ноября 2018 года, в День ракетных войск и артиллерии, министерство обороны выложило на своём сайте ещё недавно секретные материалы — как и чем воевали советские артиллеристы.
Первые залпы «Катюш», дуэль на Мамаевом кургане, сотни орудий на километр и тяжёлые ракеты в городских боях… Об этом — в нашей статье к празднику.



«Катюши» — первые залпы

Командиром первой батареи «Катюш» стал капитан Иван Андреевич Флёров. Всего у него было семь «специальных установок» — реактивных снарядов М-13 на грузовиках ЗИС-6. Плюс 122-мм гаубица для пристрелки — на таком же грузовике. Будущие «Катюши» разделили на огневые взводы — два по две установки и один взвод с тремя. Ещё Флёрову дали 30 грузовиков ЗИС-5, 14 «полуторок» ГАЗ-АА и легковую М‑1.

Бойцы батареи сами собирали ракеты для «Катюш». 1 июля 1941 года бойцы получили личное оружие, а уже 6 июля батарея заняла позицию на Западном фронте. Бойцы рвались в бой.

Однако день шёл за днём, но начальник артиллерии 20-й армии Бодров категорически запрещал стрелять. Тогда бойцы доложили прямо начальнику артиллерии западного фронта, генерал-майору Кариофилли (в документе указан как «Кориофилли»). И тот официально ответил, что-де батарея РС Бодрову не подчинена, нечего ей командовать, ваше дело — обеспечить.


Наконец, в 15 часов 15 минут 15 июля (это не каламбур, просто так совпало в документах — по другим данным это произошло 14 июля) батарея дала пристрелочный выстрел по только что захваченному немцами вокзалу Орши.
А в 15 часов 20 минут улетел первый ракетный залп.

Интересно, что немцы мгновенно ответили — полусотней 155-мм снарядов. Однако те легли на 300 м севернее батареи и никого не задели. А уже через пять минут прилетела пятёрка бомбардировщиков и долго кружила над батареей. Потом три самолёта улетели в советский тыл. А два остались и упорно искали батарею до 17 часов 10 минут. Немцы были очень серьёзным и опасным противником. Однако в этот раз советская артиллерия оказалась хитрее.

И уже в 17 часов 20 минут по запросу пехоты батарея дала новый залп в 94 снаряда по переправам через Днепр и Оршанку.
Наблюдавший за стрельбой командир 6-й роты 413-го полка «не знал, как выразить свой восторг результатами залпа».

О результатах стрельбы «Катюш» и подготовки новых кадров для них докладывали лично маршалу Тимошенко и начальнику Главного артиллерийского управления Яковлеву.

Участники первых боев «Катюш» сразу дали конкретные пожелания, что можно улучшить в их работе. «Катюши» показали, что могут подавлять живую силу противника, снижать боевой дух врага и повышать его у своих войск. Подготовить личный состав для «Катюш» можно буквально за два-три дня. Но вот использовать «Катюши» надо, строго сообразуясь с задачами, а не по любой цели, какой захочется общевойсковым командирам.


Подполковник Кривошапов, ветеран первых боёв, писал, что нужно «в целях внезапности» иметь пристрелочное орудие поменьше — не 122-мм гаубицу. Позже от пристрелки отказались вообще — внезапно ударяя сразу дивизионом установок, а то и больше.

Сержант Валяева, Мамаев курган и триста стволов на километр

В артиллерии сражались не только мужчины, но и представительницы прекрасного пола. Гвардии сержант Елизавета Михайловна Валяева стреляла из миномёта даже на открытой позиции. И не прекращала огонь, несмотря на ранения. Это было зимой 1942 года. За такое мужество Валяеву наградили орденом «Красная звезда».


Елизавета Валяева и 82-мм беззвучно-беспламенный миномёт

В Сталинграде в конце января 1943 года гвардии лейтенант Дорофеев, командир батареи, получил непростую задачу. Выйти ночью к подножью Мамаева кургана, найти орудие, у которого погиб расчёт, выкатить его на курган и уничтожить вражескую пушку, которая «житья не давала».

Вместе с разведчиками дивизиона артиллеристы тянули орудие на изрытый воронками курган. Шёпотом ругали вражеские ракеты, беспрерывно освещавшие передний край, — наконец затащили. А снарядов нет. До рассвета — полтора-два часа. Что делать?

У орудия оставили наводчика Лапина. Остальные сбросили шинели, взяли вещмешки и бегом помчались к Волге. До реки было три километра — ночью. По крутым склонам.
Через час у орудия лежали двенадцать снарядов.

Немцы заметили подготовку на кургане. Когда начало светать, оба орудия выстрелили практически одновременно. Немецкий снаряд со свистом пролетел выше и разорвался в пяти метрах позади. Советский — «угодил прямо в орудие противника, вывел его из строя и перебил расчёт».

Огневой вал и прямая наводка

Шестого июня 1944 года командующий артиллерией Красной армии, главный маршал артиллерии Воронов утвердил инструкцию по организации и проведению «огневого вала».
Справка. Огневой вал — артиллерийский тактический приём непосредственной поддержки наступающих войск. Перед атакующими создают сплошную завесу из разрывов артиллерийских снарядов и постепенно переносят её вперёд. Войска идут практически сразу следом за падающими снарядами.

Красной армии не довелось участвовать в завершающих боях Первой мировой войны, где именно этот приём часто помогал взламывать оборону кайзеровской армии. Зато теперь советские артиллеристы сполна расквитались с врагом за поражения первых лет Великой Отечественной.
Например, в Ясско-Кишинёвской операции 20 августа 1944 года собрали до 294 (!) стволов на одном километре фронта.

105 минут артподготовки — и оборона немцев полностью дезорганизована. Советская пехота и танки, прижимаясь к огневому валу, почти без потерь уже в первый день операции полностью прорвали тактическую зону обороны на глубину 8 км. А на четвёртый день окружили всю вражескую группировку. Только исправными немцы бросили на поле боя 22 орудия. Ещё несколько десятков орудий были разбиты.


В боях за Берлин новейшие самоходки Су-100 усиливали бригады «тридцатьчетвёрок». «Катюши», укрывшись от огня противника, методично и прицельно били прямой наводкой, «пока совершенно не будет разрушено здание или укрепление». Интересно, что почти так же стреляют даже в локальных войнах XXI века.

И это — лишь крохотная часть документов, которые стали нам доступны. Спасибо всем, кто дал нам возможность читать о настоящих подвигах.

* * *

Данные в статье приводятся согласно архивным документам, предоставленным МО РФ. Как и в любой текущей бумажной работе, особенно военного времени, в них могут содержаться неточности и искажения, выявленные позднейшими исследованиями. Мы по возможности указали в тексте все подобные случаи.

Евгений Белаш
наверх