Первый фронтовой высотный истребитель МиГ-3

Теги:
самолет
TVC.
RU
70 лет Великой Победы
текст
МиГ-3 — советский высотный истребитель времен
Великой Отечественной войны, созданный конструкторской группой Артема
Микояна и Михаила Гуревича. Именно на МиГ-3 был совершен первый
воздушный таран.
В 1938 году в конструкторском бюро Поликарпова создается скоростной
моноплан И-180. Однако при проведении первого испытательного полета
нового истребителя на Центральном аэродроме погибает Валерий Чкалов. Это
обстоятельство бросает тень на самолет и на монопланную схему в целом.
Но Поликарпов не спешит расставаться с данным типом истребителей, упорно
выжимая из двукрылых конструкций последние запасы летных характеристик.
Доводы в пользу бипланов достаточно веские – высокая маневренность,
простота управления, лояльность к ошибкам пилотирования. Однако
ограничение по максимальной скорости все же заставляет инженеров искать
новые решения.
МиГ-1
Конструкторским бюро было поручено заняться скоростными и хорошо
вооруженными истребителями.
всем параметрам превосходил бы истребители люфтваффе. Эскизный проект
новой машины – И-200 был готов к ноябрю 1939 года.
В основу конструкции И-200 положено четкое разделение самолета на
законченные конструктивные и производственные агрегаты. Отъемные
консоли, разъемный фюзеляж и одностоечное шасси с достаточно простой
кинематикой позволяли обеспечить параллельную сборку агрегатов на разных
стендах и удобную сборку на конвейере. Небольшое количество весьма
простых соединений позволяло легко и быстро заменять неисправные части
даже в полевых условиях.
Самолет
получил двигатель АМ-35А мощностью 1350 лошадиных сил. Максимальная
скорость истребителя на высоте 7000 метров – 628 километров в час,
дальность полета – 784 километров. В перегрузочном варианте с бомбами
самолет можно было применять как штурмовик, а с подвесными баками – как
истребитель сопровождения.
Первый вылет нового самолета состоялся 5 апреля 1940 года. И-200 был
единственным истребителем, прошедшим госиспытания с первого раза. За
время заводских и государственных тестов не было потеряно ни одного
самолета и ни одного летчика.
С весны 1941 года новый истребитель, получивший название МиГ-1
(истребитель Микояна и Гуревича первый), поступил на вооружение
советской армии. Всего было изготовлено 100 самолетов первой серии.
Однако в процессе эксплуатации выявились несовершенства МиГ-1.
Устранение недостатков привело к появлению модифицированного самолета,
получившего название МиГ-3 и сменившего в серийном производстве МиГ-1 в
декабре 1940 года.
МиГ-3
Постановлением СНК от 2 октября 1940 года принято решение об увеличении
дальности полета всех внедряемых в серийное производство и вновь
проектируемых истребителей. В связи с этим в ОКБ Микояна и Гуревича на
основе МиГ-1 был создан одномоторный, одноместный, высотный
истребитель-перехватчик МиГ-3. 20 декабря 1940 года новый самолет
полностью сменил МиГ-1 в серийном производстве.
МиГ-3
получил мотор АМ-35А взлетной мощностью 1350 лошадиных сил. Время
виража составляло 26-27 секунд. Несмотря на значительный взлётный вес -
3350 килограммов, скорость МиГ-3 на высоте 7000 метров достигала 640
километров в час. Для своего времени это была наивысшая в мире скорость,
достигнутая на серийных самолетах. На высоте более 6000 метров самолет
Микояна и Гуревича был по маневренности лучше других истребителей. Но
при этом скороподъемность машины ухудшилась, и высоту 8000 метров
самолет стал набирать на 1,71 минуты дольше. Также недовольство
испытателей вызвала плохая приемистость мотора АМ-35А.
МиГ-3 имел передовое для своего времени оснащение. На нем, первом из
серийных советских истребителей, было установлено кислородное
оборудование, которое располагалось в кабине и состояло из прибора
КПА-3бис, баллона на 4 литра, маски со шлангом.
На вооружении истребителя находились два синхронных пулемета ШКАС
калибра 7,62 миллиметра и один синхронный пулемет БС калибра 12,7
миллиметра. Они были установлены неподвижно в передней части фюзеляжа
над мотором. Под крыльями предусматривались четыре пары бомбодержателей.
На внутренние подвешивались по две бомбы калибром по 100 килограммов,
на внешние - две бомбы по 50 килограммов. Также имелась возможность
установки неуправляемых реактивных снарядов РС-82.
Летом
1941 года для обеспечения лучших летных характеристик истребителя МиГ-3
на малых высотах, на машине был установлен двигатель АМ-38 взлетной
мощностью 1600 лошадиных сил. Также на нем были установлены две
синхронные пушки ШВАК калибра 20 миллиметров.
МиГи понесли наиболее ощутимые потери в первые дни войны. Из 917
самолетов пяти западных округов через двое суток остались лишь 234
машины. Наибольший урон был нанесен девятой смешанной авиационной
дивизии. В ее расположении накануне войны находилось 37 самолетов МиГ-1 и
196 МиГ-3 – к 25 июня дивизия потеряла все истребители, успев сбить 85
машин люфтваффе.
Именно на МиГ-3 был совершен первый воздушный таран. 22 июня 1941 года в
4:15 утра после первых выстрелов по врагу у младшего лейтенанта Дмитрия
Кокорева замолчали пулеметы (по некоторым данным, на машине вовсе
отсутствовали боеприпасы). Пилот, не видя другого выхода, пошел на таран
и винтом отрубил киль стабилизатора самолета противника, после чего
Кокорев благополучно посадил поврежденный МиГ-3. Впоследствии лейтенант
сбил еще пять немецких самолетов, 12 октября его МиГ попал под зенитный
обстрел, летчик погиб.
МиГ-3
использовался на фронте в различных вариантах. Его основные качества –
большой потолок в 12 тысяч метров и скорость на высотах более 5000
метров позволяли советским пилотам успешно вести бои с бомбардировщиками
и разведчиками люфтваффе. Однако МиГ-3 был недостаточно освоен
строевыми летчиками, переучивание большинства их еще не было завершено, и
возможности самолетов не всегда использовались. Он нашел себе
применение как высотный ночной истребитель в системе ПВО, где его
большой потолок и скорость на высотах были решающими. Так МиГ-3 в
основном и применялся до конца войны, в частности, охраняя столицу.
МиГами было полностью или частично перевооружено 16 авиаполков. Всего
Красная Армия получила 3172 самолета МиГ-3. На этом же самолете в начале
войны летал и одержал свою первую победу – сбил немецкий Ме-109Е –
советский асс Александр Покрышкин.
Однако
выпуск этих машин длился не долго. Проблема была в отсутствии
двигателей. Авиамотор АМ-35А изготавливали на тех же заводах, что и
АМ-38, идущий на комплектацию летающих танков Ил-2. В то время
штурмовики были нужнее, чем истребители, по крайней мере, так решил
председатель Государственного комитета обороны. "Нам нужны не МиГи, а
Ил-2. Если завод думает отбрехнуться от страны, давая по одному Ил-2 в
день, то жестоко ошибается и понесет за это кару. Предупреждаю последний
раз", - сообщил в телеграмме заводу Сталин. Получив послание, авиазавод
принял решение прекратить производство МиГ-3 23 декабря 1941 года.
Свежие комментарии