Свидетельства войны: фотографы во время Великой Отечественной

Теги: Общество война история фотография TVC.RU 70 лет Великой Победы текст
Вторая мировая война породила целую плеяду великих и знаменитых фотографов, и именно благодаря им мы можем воочию, в деталях увидеть события тех лет.
О четырех профессионалах, запечатлевших начало, кульминацию и развязку войны, - в нашем материале.Роберт Капа
При жизни Роберт Капа был удостоен парадоксально звучащего звания "Величайший военный фотограф мира". Он родился в 1913 году в венгерско-еврейской семье (на самом деле его звали Эндре Эрнё Фридман). Интерес к фотографии у него появился в восемнадцать лет, когда он перебрался в Берлин изучать политологию. Ему удалось устроиться в престижное рекламное агентство ассистентом в фотолаборатории. Однако события в Германии все изменили.
Когда в стране начались политические волнения, Фридман сбежал в Париж, и там в 1934 году познакомился с еврейкой Гердой Похорилл, тоже бежавшей от нацистов. Чтобы пользоваться лучшим отношением парижан, они вместе придумали мошеннический, но действенный ход – придумали псевдонимы: Роберт Капа и Герда Торо. Также пара сочинила Фридману биографию – историю об американском журналисте, который перебрался во французскую столицу. Парижские газеты с радостью принимали корреспондента из США.
Вместе со своей возлюбленной в качестве фотокорреспондента он отправился на гражданскую войну в Испании. Именно на этом конфликте ему удалось сделать один из своих самых знаменитых снимков, принесших ему всемирную популярность, – фотографию со сраженным пулей, падающим на землю испанским ополченцем.
И именно в ходе этой войны в его жизни произошло сильнейшее потрясения – Герда Торо была убита в одном из боев.С началом Второй мировой войны, когда Париж был оккупирован, Капа перебрался в Нью-Йорк. Фотограф побывал на разных участках европейского театра военных действий – в частности, ему принадлежат знаменитые фотографии Нормандской высадки 1944 года. Капа высадился со второй волной штурмующих – у него есть и снимок с соответствующим названием.
После Второй мировой Капа отправился в поездку по Советскому Союзу вместе со своим другом Джоном Стейнбеком – посетил Москву, Киев, Тбилиси, Батуми, Сталинград. Фотограф сделал снимки для книги "Русский журнал" Стейнбека. Когда был основан Израиль, Капа посетил его вместе с писателем Ирвином Шоу, снабдив и этот плод писательских трудов фотографиями.
Умер фотограф также на войне, хотя и поклялся, что никогда не будет снимать боевые действия. В первой половине 1950-х годов по просьбе журнала Lifeон отправился фотографировать конфликт Франции с Индокитаем. В мае 1954 года Капа – чтобы сделать снимок попавшего под огонь подразделения – отошел в сторону и наступил на мину.
Евгений Халдей
Евгений Халдей родился в год революции на Украине, в городе Юзовка, который впоследствии переименовали в Донецк. 13 марта 1918 года во время еврейского погрома погибли его мать и дед, причем мать закрыла сына собой; пуля прошла через ее тело и застряла в легком годовалого Евгения.
В 13 лет он пошел работать на заводе и в этот же период начал фотографировать. В 18 лет он стал профессиональным фотографом в украинских газетах – иногда его снимки попадали в московские издания – а в 1936 году попал в фотоагентство "Союз-Фото", которое позже стало ТАССом. В агентстве он стал снимать все, что положено снимать советскому фотографу: стахановцев, Днепрострой, членов Политбюро.
Известность пришла к нему на войне. Он сделал множество снимков Второй мировой войны, ставших хрестоматийными – в частности, снимки москвичей, слушающих по радио правительственное сообщение 22 июня 1941 года, а также "Знамя Победа над Рейхстагом".
Фотографировал Халдей и парад победы на Красной площади, и Потсдамскую конференцию, и Нюрнбергский процесс (в ходе которого в качестве улик, кстати, использовались его снимки).
После войны, в 1949 году, Халдей, несмотря на популярность, был уволен из ТАССа "по пятому пункту" – за свое еврейское происхождение, но несмотря на это продолжал упорно работать. В 1957 он был принят на работу в "Правде", в 1970 году снова уволен.
Мировая известность Халдея подтвердилась в 1995, в пятидесятилетие Победы, во время седьмого Международного фестиваля фотожурналистов во Франции. На мероприятии чествовали двух знаменитых фотокорреспондентов, работавших на Второй мировой войне – Евгения Халдея и Джо Розенталя. Пятнадцать минут переполненный зал аплодировал двум немолодым людям, которые оставили в прямом смысле очевидные свидетельства о великих и страшных годах. На этом же фестивале Халдею вручили одну из самых почетных наград в мире искусства – звание "Рыцаря ордена искусств и литературы".
Евгений Халдей умер в 1997 году. Похоронен на Кунцевском кладбище.
Джо Розенталь
Джо Розенталь родился в 1911 году в Вашингтоне. Он хотел отправиться добровольцем на войну, однако из-за плохого зрения не был принят. Тогда он присоединился к агентству AssociatedPressи последовал за морской пехотой в тихоокеанский театр военных действий.
Розенталь известен благодаря единственному снимку, ставшему одним из самых известных в истории Второй мировой войны – "Поднятие флага над Иво Дзимой". Сделан он был 23 февраля 1945 года – на ней пятеро морских пехотинцев и санитар ВМС США поднимают американский флаг на вершине горы Сурибати во время первой операции сил Штатов в Японии.
Многие обвиняли Розенталя в том, что кадр – постановочный. Фотограф объяснил, что снимок не является постановочным. По его словам, флаг на горе был установлен ранее, однако его посчитали слишком маленьким и солдатам было поручено водрузить более крупный флаг – из-за того, что это место должно было посетить армейское начальство.
После войны Розенталь работал фотографом в San Francisco Chronicle. Последние годы жизни он провел в пансионате для престарелых в пригороде Сан-Франциско, умер в возрасте 94 лет во сне.
Дмитрий Бальтерманц
Дмитрий родился в 1912 году в Варшаве в семье офицера царской армии Григория Столовицкого. Спустя три года после рождения мальчика его родители развелись, и мать вскоре вышла замуж за адвоката Николая Бальтерманца, который усыновил Дмитрия. В 1915 году, после начала Первой мировой войны, семья переехала в Москву.
После революции 1917 года Бальтерманцев уплотнили, превратив их квартиру в коммуналку, где они – в оставшейся комнате – и поселились. Отчима отправили на исправительные работы.
Перед тем, как заинтересоваться и заняться фотографией Дмитрий, в 14 лет вынужденный начать трудовую деятельность, перепробовал множество профессий – шрифтовика, киномеханика, ассистента печатника в газете "Известия". Типография же отправила его учиться на рабфак Московского государственного университета. В 1939 году Бальтерманц закончил мехмат МГУ и получил место преподавателя математики в Высшей военной академии в звании капитана.
Дмитрий продолжал сотрудничать с газетой "Известия", и в этом же году она предложила ему поехать в командировку для того, чтобы снять фоторепортаж о присоединении Западной Украины к СССР. Так, несмотря на то что тогдашние снимки не сохранились, карьере одного из самых известных советских фотографов был дан старт.
Когда началась Великая Отечественная война, Дмитрий Бальтерманц был отправлен на фронт в качестве корреспондента газеты "Известия". Однако в 1942 году его сотрудничество с изданием прервалось – он вернулся в Москву, чтобы проявить и напечатать фотографии, его снимки были оставлены сушиться в редакции без присмотра; ночью в редакции во время поисков иллюстрации для утреннего номера его фотографии английских танков, бывших на вооружении у Красной армии, были использованы как изображения "подбитых немецких танков". Хотя Бальтерманц не был виновен в происшедшем, ответственность была возложена на него – его разжаловали в рядовые и направили в штрафной батальон.
В 1943 году он был ранен в ногу и пролежал в госпитале до 1944 года, а затем снова отправлен на фронт – уже в качестве фотокорреспондента армейской газеты "На разгром врага". Ответственный редактор издания дважды представил Бальтерманца к наградам – сначала к ордену Красной Звезды, а затем к ордену Отечественной войны IIстепени.
После войны Бальтерманц из-за службы в штрафбате и еврейского происхождения не сразу смог найти работу. Его взяли на работу в журнал "Огонек". В 1965 году он возглавил его фотоотдел, и там Бальтерманц работал до самой смерти.
Во время хрущевской "оттепели" фотограф пережил пик своей популярности – когда были сняты некоторые барьеры, Бальтерманц смог опубликовать "архивные" фотографии, показывавшие войну не только с великой, но и жестокой, страшной стороны. Две выставки – в Лондоне и Нью-Йорке – принесли фотографу мировую известность.
Дмитрий Бальтерманц умер 11 июня 1990 года. Похоронен на Востряковском кладбище.
Свежие комментарии