В последние пару десятилетий термина «Информационная война» стал очень популярен среди населения и СМИ. Пришедший из лексикона военных кругов США, сегодня он приобрел довольно расплывчатое значение. В большинстве случаев под информационной войной принято понимать целенаправленные воздействия на население или военнослужащих страны-соперницы с целью получения информационного превосходства над ними. Иными словами, это информационное противостояние двух враждебно настроенных сторон.
В качестве основных методов воздействия используются целенаправленный вброс информации, давление на массовое создание с целью формирования определенных стереотипов, дезинформация, искажение фактов, планомерная пропаганда, создание медиавирусов и внедрение их в общественное сознание. В совокупности эти методы позволяют изменять общественное мнение в желаемом направлении, формировать предпочтительные стереотипы и реакции в массовом сознании, порождать панику или смятение.
Основные приемы воздействия на массовое сознание включают в себя: скрытие существующей информации, информационный мусор, смещение понятий, отвлечение внимания, приоритет негативной информации, введение ничего не значащих понятий, информационные табу, прямая ложь. Это далеко не полный перечень способов информационного воздействия, но он включает наиболее часто применимые из них, с которыми каждый человек сталкивается в повседневной жизни. Рассмотрим некоторые из этих методов более подробно.
Сокрытие значимой информации. Метод состоит в замалчивании информации, существенно влияющей на возможность принятия решений или просто важных для общества. Наиболее часто этот способ применяется государственными структурами. К примеру, в СССР долгие годы считалось нежелательным информировать общество о происходящих техногенных катастрофах. Зачастую это приводило к крайне негативным последствиям для населения.
Информационный мусор. Прием заключается в маскировке значимой, но нежелательной для отдельных групп или институтов информации в потоке ничего не значащих фактов и новостей. Этот метод срабатывает за счет рассеивания внимания общества, которое не может в полной мере вычленить крупицы действительно важной информации среди огромного потока информационного мусора. Метод хорош в тех случаях, когда нежелательную информацию невозможно полностью скрыть.
Смещение понятий. Суть метода в том, что общепризнанный термин начинает активно использоваться не по назначению, в результате чего его истинный изначальный смысл стирается в массовом восприятии. Распространенный пример для России: смысл термина «демократия» в течение пары последних десятилетий превратился практически в негативный, поскольку связался в восприятии людей с незаконными и разрушительными для общества нововведениями.
Отвлечение внимания. Метод состоит в фиксации массового внимания на незначительных фактах или событиях. В результате действительно значимые события оказываются незамеченными обществом. Всевозможные сообщения о пожарах, наводнениях, автокатастрофах в разных странах, о странных или глупых рекордах вроде скоростного поедания гамбургеров – все эти информационные сообщения, сопровождающиеся яркими, провокационными заголовками притягивают к себе внимание людей, заставляя их не думать о более важных вещах.
Информационные табу. Информация по некоторым проблемам оказывается запрещенной или нежелательной к распространению. От умалчивания данный прием отличается тем, что на самом деле это информация для большей части общества известная, но не обсуждаемая публично.
Рассмотренные методы далеко не исчерпывают все способы, которые применяются на практике. Но они дают некоторое представление о том, как работает машина информационного воздействия. И если взять за правило относиться более внимательно к получаемой ежедневно информации, откуда бы она не поступала, со временем можно научиться замечать целенаправленные манипуляции массовым сознанием.
http://www.programmex.ru/node/69
Не участвуйте в войне ни с одной из сторон!
Свежие комментарии